Вторая книга этого автора, второй раз получаю огромное удовольствие от чтения. Джон Фаулз является прекрасным теоретиком искусства - странно, что он сам, зная об искусстве так много, не рисовал или что-нибудь вроде этого. Хотя, может, он просто не счел это достоянием общественности.
Книга у меня эта на 600 страниц, и она имеет несколько особенностей. Читала рецензии на книгу - либо очень хорошо, либо очень плохо. Среднего не дано. Но, как по мне, книга невероятно атмосферная. Образ жизни, искусства, человека - воссозданы мастерски. Увлекают до последней страницы.
Кстати, смею заметить еще один интересный момент: Фаулз оставил нам три концовки, и какая настоящая - выбирать нам одним.
Все начинается во второй половина девятнадцатого века, в небольшом приморском городке Лайм-Реджисе (кажется, Фаулз там жил). Главный герой скучный и заурядный. Чарльз Смитсон, жертва долга, жертва обязанностей и жертва викторианской эпохи. Он собирается жениться - у них с невестой (Эрнестиной) была помолвка. Эрнестина - скверное, капризное, избалованное существо. Единственным ее плюсом, как утверждал сам автор, было умение критиковать себя. Хотя, по-моему, этого маловато для нормальной личности. Они там ненадолго живут, и в это время впервые - на первых же страницах - перед нами появляется образ. Если честно, такой прекрасный образ у меня созвучен разве что с Джейн Эйр или Ютой из "Ритуала". Чарльз с Эрнестиной гуляют вдоль побережья и замечают на краю скалы женщину. Ее зовут Сара Вудраф, но более известна она в городке как "любовница французского лейтенанта". Поговаривают, что она влюбилась в французского лейтенанта, тот пообещал на ней жениться и уехал, так и не вернувшись. Сара является полной противоположностью женщинам того времени. Она ведет себя не так, как надо. Выглядит не так, как надо. И состав ее ума тоже не такой. Тем не менее, она не идеальна. Не гениальна, хотя тонко чувствует людей. И не красавица. Так или иначе, но со временем Чарльз начинает интересоваться ею. Позже влюбляется. Эта его любовь похожа на омут, затягивающий его все глубже. Самое интересное - то, как в нем борется человек долга и просто человек. В конце концов он поддается порыву и бросается в происходящее. Он узнает много шокирующих подробностей, что Сара лгала про этого лейтенанта, что она могла избежать катастрофы, но не сбежала. Нарочно, чтобы не быть зависимой от общества.
Она постоянно лжет и заставляет его вести себя соответственно. Только в конце уже Чарльз начинает понимать, что она сознательно распутывала его от того груза, которые навесило на него общество. История не только любви, но и история общества. Всех его минусов, недалекоглядности и ограниченности.
Хорошая, сильная история. После прочтения так и остается в голове образ женщины, которая стоит на скале и неотрывно смотрит в море.