Итак, Греция.
Второй по счету книгой, но довольно скучной для меня была "Итака навсегда" Луиджи Малербы. Поначалу, читая, ты видишь просто пересказ "Одиссеи" Гомера с добавлением эмоций, но чем дальше ты читаешь, тем больше начинаешь копаться в героях. Одиссей показывается человеком, правда для которого явно не первостепенна. Он верит, что праводоподобность - это та же самая правда, и в преукрашивании нет ничего дурного и плохого. Он открывается Эвмею, пастуху, Телемаху, сыну, его узнает собака, а Пенелопе, которая ждала его так много лет, он не раскрывает себя по довольно неинтересной и туманной причине - что-то вроде "женщины все лживы". Все наше внимание уделяется их отношениям. Мы проверяем то, насколько сильно Малерба расшатал устои того общества и насколько сильно он выделил некоторые черты героев как невероятно плохие, а некоторые - наоборот. Он высмеял общество, кое-где в очень грубой и жесткой манере. Впрочем, мне книга не понравилась. Совсем.
Первой и сложной книгой я с радостью назову "Вообрази себе картину".
Джозеф Хеллер создал интересную историю истории. Или историю искусства. Описывая Аристотеля, которого рисует Рембрандт, он описывает этого греческого мыслителя как живого. Аристотель смотрит на художника из глубины своего времени, сравнивает эпохи. Весь рассказ идет от обрывов одной эпохи к другой. Читать очень сложно, потому что в одном предложении рассказывается о войне между Афинами и Спартой, а во втором - о жизни Рембрандта. Книга Хеллера тяжелая для чтения, вникать надо очень, очень сильно. Но, манипулируя фактами, автор подводит нас к мысли о том, что все в мире циклично, общество такое же, история повторяется, а люди не меняются, только подстраиваются под заново созданные правила, которые являются очень похожими на те, которые были раньше. Так, он сравнивает Афины и Спарту с Америкой и СССР, добавляет войну между другими странами времен Рембрандта, тоже проводя эту параллель. Не следует отбрасывать в сторону его личные взгляды, но, по-моему, субьективность в таком произведении - еще одна планка.
Хеллер откровенно врет. Он так часто это делает, швыряется парадоксами, почти издевается над читателем, что в конце книги подводит нас к выводу, что даже то, что он написал - величайшее в мире вранье. И все из-за человека. Человек правдив не бывает.
Обе книги не просто вот ГРЕЦИЯ. ЗАВАЛИСЬ КАК КРУТО. Это просто соотношение нынешнего с самым старым, поэтому я вполне могу себе позволить назвать это просто отличным постмодернизмом.