Загадка добра: почему безусловно хорошие вещи случаются с безусловно плохими людьми (См. Бог)

Нет. Стоит это того, чтобы попасть на несколько не очень хороших книг, а потом найти ТАКОЕ.
Это не просто книга о маньяке и его жертве. Это книга о борьбе умов, борьбе идей, борьбе всего, что есть в этом мире, и одновременно рассказ о том, как человек может держаться и не свихнуться от одиночества.
Фредерик Клегг выигрывает огромную сумму денег. Он работал в муниципалитете, в свободное время занимался коллекционированием бабочек. Это его коллекционирование кажется поначалу не очень-то зловещим, но после становится понятно, что это его пристрастие - любовь ко всему статическому. Он нанизывает бабочек на иголки, ставит их на законное им место и любуется. Он никому их не показывает, просто держит взаперти. Так же, как держит свое счастье и свою радость. Это его единственное утешение, но однажды он видит в своем городе красивую девушку Миранду. Это похоже на милую любовь, пока он не получает деньги в свое распоряжение и не решает переехать в Лондон к ней. Эта Миранда - чудесная девушка, она учится в Лондоне в художественной академии и радуется жизни. Все, что делает Клегг, изначально кажется ему глупым. Раньше он мечтал о том, чтобы спасти Миранду из рук какого-нибудь злодея, а потом она сама в него влюбится. Но понемногу его желание стало преображаться. Он стал просто мечтать о том, как похитит ее, а она полюбит его, когда поймет, что он не желает ей зла. Он устроился за городом, причем подготовился идеально, а потом затащил ее в свой дом, в подвал. Миранда сопротивляется, она возмущена, и постоянно меняет свое отношение к нему.
Девушка называет его Калибаном. Фаулз вообще вводит новую вариацию термина "калибанство". Собственно, он появляется в дневнике Миранды, которая она ведет, находясь в заточении. Калибанство - то, что можно назвать невежеством. Грубостью. Каждый человек склонен к калибанству в той или иной степени, потому как это нечто вроде всемирной религии. Люди, которые пытаются бороться с этим - писатели, учителя, художники, музыканты - люди творческие. Калибаны - те, кто боится чего бы то ни было странного, отходящего от канонов. Калибаны - те, кто при жизни добивают гения, а после его смерти расхваливают его на волне всеобщего почитания. Калибаны - люди, которые отстали. Люди, которые помешаны на всем, что кажется им таким благоразумным и правильным. Помешаны на своем уродстве. Возможно, из-за того, что сам персонаж неживой, он и кажется мне стариком, хотя ему двадцать с лишним лет. При всем этом Миранда не кажется взрослой, но не старой. Будто вечно молодой. Эта девушка видит искусство просто удивительным образом. Не так, как другие. Она говорит верную вещь: Калибан не любит ее. Он не восхищается ею. Он любит ее статический образ и восхищается собственными чувствами. Он не пытается к ней прикоснуться, не пытается поцеловать или изнасиловать, и невольно хочет вызывать у нее чувство благодарности. Оно иногда проскальзывает. так же иногда появляется в дневнике у Миранды упоминания о том, что она рада видеть Калибана. Это говорит о том, что она не выдерживает в одиночестве. Ей глухо и тоскливо.
Еще одна чудесная часть истории - любовь Миранды к некоему Ч. В. Это немолодой уже художник, с которым у нее происходит становление отношений. Изначально я даже влюбилась было в него - образно говоря. Он всегда говорит то, что думает, надеясь, что человек будет стремиться к совершенству. Он циничен,самоуверен и с людьми часто бывает груб. Он живой, очень живой. Настолько реалистичен, что мне то и дело казалось, что такой человек живет где-то и тоскует по погибшей девушке. Их история любви восхитительна, потому что он ее любит. Правда любит. И она - пусть и запоздало - но осознала это.
Насколько все-таки больно оттого, что она никогда не встретит Ч.В., не скажет ему об этом. Что никогда больше не станет рисовать или читать книги. Как жаль, что Калибан любил несуществующий образ, создал себе утопию, делал все, что угодно, только не пытался ее понять, купаясь в жалости к себе.
Это очень, очень сильная и очень трагическая книга. Я читала рецензии и расстроилась. Люди кричали "Господи, вы что, она же могла бы его полюбить,какая дура! Надо было купить ей собаку и все было бы хорошо!" или "Все, к чему притрагивается Калибан, становится уродливым, она тоже". Отвечу сразу на два, потому что меня аж трясло от бешенства. Калибан неживой. Она бы не полюбила неживого человека. Трупа. Коллекционера. Самое страшное, что в нем есть - и полюбила бы? Сомневаюсь. Она любила Ч.В. Того, кто видел мир. А не того, кто закрылся в себе и подсознательно ждал понимания извне. Сперва дверь открыть надо. И второе - девушка не становится уродливой. Наоборот, автор подчеркивает то, как в такой ужасной ситуации она оказывается действительно прекрасной. Последнее, что она произнесла перед смертью - "солнце, солнце". Уродливый человек к солнцу стремиться не будет.

Книгу прочитать можно здесь: lib.ru/FAULS/collect.txt

@темы: Джон Фаулз "Коллекционер", Литература